СИНГАПУР И МАЛАЙЗИЯ
Так получилось, что в декабре 2017 года я побывала в двух странах, о которых, как мне кажется, есть прямой смысл писать одновременно. Они до поры до времени были соединены общей историей, потом их пути разошлись, и поэтому мне было очень интересно сравнивать, что же за пятьдесят с лишним лет сумели сделать китайцы с Сингапуром и малайцы с Малайзией. Мы к этому придем позднее, а сейчас я хотела бы начать несколько раньше, например, со времен, когда обе эти страны были британскими колониями.
Разумеется, история этих стран насчитывает многие тысячелетия. Следы пребывания первобытных людей уводят нас на 40 000 лет назад. Торговые пути привели в эти края китайцев и индусов в начале нашей эры, и на полуостров пришли вместе с ними буддизм и индуизм. Мусульманство начало распространяться среди малайцев только в 14 веке. История страны тесно связана с Индонезией, тут были португальцы, но современную историю обеих стран начала, пожалуй, Великобритания, появившись в лице своих подданных сначала в Сингапуре в 1819, а в 1824 году и в Малайе.
Интересно, что первопроходец сэр Томас Стамфорд Раффлз, представитель Британской Ост-Индской компании, прибывший в Сингапур в 1819 году, до сих пор там почитаем, ему стоят памятники, его именем названы площади, крики о проклятых колонизаторах в Сингапуре не слышны. К моменту его прибытия на острове жили около 1000 человек, в основном малайцы и совсем немного китайцев. К 1860 году на том же острове уже жили более 80 000, и более половины из них китайцы. Большинство из них были бедными иммигрантами, работавшими на плантациях.
Англичане немало понастроили в обеих странах, и прекрасные колониальные здания так же заметны в Сингапуре и Куала-Лумпуре, как они до сих пор бросаются в глаза в Индии. Также в наследство от англичан обеим странам досталось левостороннее движение и скопированная с британской парламентская система.
Во время Второй мировой войны японцы оккупировали Малайю. Англичане численно по крайней мере вдвое превосходили японцев в битве за Сингапур, но серьезно просчитались – японцы ударили не с моря, как ожидалось, а пришли из Малайи по суше. Они правили более трех лет, правили жестоко, как в войну правят японцы.
Авторитет Британии немало пострадал в этом регионе из-за военного поражения. После войны британцы пытались создать единый Малайский союз, но этнические малайцы сильно сопротивлялись предоставлению гражданства китайцам. Надо сказать, что и этнические китайцы тоже немало воды замутили, активно поучавствовав в руководстве Малайской коммунистической партией и немало там попартизанили с помощью коммунистического Китая.
31 августа 1957 года Малайя стала независимой страной, а в 1963 году обе эти страны стали частью Малазийской федерации. Вот тут-то и начинается самое интересное.
В Малайзии пришла к власти националистическая мусульманская партия. О предоставлении равных прав китайцам и другим меньшинствам не могло быть и речи.
Об отделении Сингапура от Малайзии я в этой поездке слышала две версии. В Национальном музее Малайзии в Куала-Лумпуре говорится о том, что преимущественно китайский Сингапур сам вышел из федерации в 1965 году. В Национальном музее Сингапура нам рассказывали о том, что его из федерации вышвырнули. Не знаю, вышвырнули ли его или вынудили уйти, но в музее показывают видеозапись выступления жесткого человека, первого премьер-министра Сингапура и отца нации Ли Куан Ю, и он там плачет. Энциклопедия также говорит о том, что первый и не слишком мною любимый премьер Малайзии Абдул Рахман порекомендовал парламенту исключить Сингапур из Малазийской федерации.
Надо сказать, Ли Куан Ю было отчего плакать. Сингапур – это остров, лишенный каких-либо ресурсов. Даже питьевую воду и строительный песок им приходилось закупать в Малайзии. В довершение всех бед, треть населения симпатизировала коммунистам. Премьер Ли Куан Ю и поразительное трудолюбие китайцев совершили экономическое чудо –Сингапур перепрыгнул из третьего мира в первый за одно поколение.
Сам Ли Куан Ю характеризовал себя и своих соратников как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров». Эти лидеры решили привлечь иностранных инвесторов и превратить город-остров в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Решить можно все что угодно, я тоже могу решить стать королевой красоты, но это не значит, что у меня это получится. У них получилось все.
Начинали они с самых мелких предприятий. В Национальном музее Сингапура фотографии примитивных производств – китайцы что-то паяют, китаянки что-то шьют. Но Ли Куан Ю лично обхаживал инвесторов, создавал для них благоприятнейшие условия, и чудо свершилось. В Сингапур поверили, американские корпорации вложили деньги в создание электронной промышленности Сингапура. Было создано столько рабочих мест, что исчезла проблема безработицы. Были отменены таможенные тарифы. Нерентабельным предприятиям позволили обанкротиться. Все было сделано жестко, талантливо и очень эффективно.
Коррупция в азиатских странах – это почти образ жизни. Ли Куан Ю победил ее традиционным способом, повысив зарплаты государственным служащим, в частности, судьям, полицейским. На позиции судей привлекли лучших частных адвокатов и платили им соответственно. С людьми, обвиненными в коррупции, в стране расправлялись жестоко, вплоть до смертной казни.
Сингапур иногда по-английски называют «The Fine City”. Это – игра слов, fine — «прекрасный», но это слово также означает «штраф». Штрафы в Сингапуре выдают за все. На улице нельзя курить, мусорить, плевать. Также, вы будете смеяться, в общественных туалетах по закону надо смывать за собой. Я после двух месяцев в Китае над этим не смеюсь, тамошние общественные туалеты я до сих пор вижу в кошмарных снах, а про курение и смачные плевки на тротуар мне просто ох как не хочется вспоминать.
В Сингапуре на улицах также почему-то нельзя петь песни и кормить птиц, а дома нельзя расхаживать au naturel, т. е., грубо говоря, в чем мать родила. Если у вас именно такое хобби, задергивайте поплотнее шторы, а то вас могут обвинить в порнографии и оштрафовать на $1000. Не вздумайте также продавать жевательную резинку, за это дают два года тюрьмы или $100 000 штрафа. О наркотиках говорить не приходится – наказания даже за небольшие количества очень суровые и включают смертную казнь
В результате драконовских законов в Сингапуре за все время я не заметила ни одной соринки на тротуаре.
У них замечательная система метро (MRT), и возле каждой открывающейся двери на платформе нарисованы стрелки, указывающие где не стоять, и где, наоборот, надо выстраиваться в очередь, и люди именно там и выстраиваются.
Я, много лет проездившая на работу в час пик и всегда влезавшая в вагон трамвая или метро с двумя непременными мужиками на моих плечах, абсолютно пасовала в Китае – понятие очереди не существовало ни в каком смысле ни в метро, ни на стоянке такси – кто смел, тот и съел. Поэтому для меня наблюдать страну сверх-дисциплинированных и супер-аккуратных китайцев было невероятно интересно.
Как вы понимаете, все эти грандиозные успехи и изменение традиций и ментальности за такой короткий срок предполагают достаточно авторитарный стиль правления.
Вообще законы в Сингапуре очень суровые, причем серьезные наказания применяют не только за уголовщину, но и за разжигание межнациональной вражды и ненависти, включая дискуссии на интернете. Соответственно, уровень преступности в стране – один из самых низких в мире.
Отсутствие межнациональной вражды привело к тому, что еврейская община, существующая в Сингапуре с начала 19 века, сохранилась и сейчас достигла 2 500 человек, максимума за весь период своего существования. В городе функционируют две ортодоксальные и одна реформистская синагоги, есть еврейская школа, и я своими глазами видела в супермаркете мацу.
С самого начала правительство обращало большое внимание на обеспечение людей жильем. Сначала строились дома на вид страшненькие, и квартиры там были крохотные, однокомнатные и двухкомнатные. Теперь строят красивые жилые комплексы, и во дворах, как сказала гид в Национальном музее Сингапура, можно увидеть и Феррари, и Ламбургини. 80% сингапурцев живут в квартирах, построенных правительством и большинство ими владеют. Бездомных в стране практически нет.
Сингапур является парламентской республикой. Представители оппозиции имеют места в парламенте, но абсолютно свободной страной я бы Сингапур не назвала. Мой муж любит задавать трудные вопросы, и местный профессор, отвечая на них, мчался закрывать двери в своем офисе. Со свободой прессы у них тоже не слишком хорошо. При этом правительство считают честным и некоррумпированным.
По продолжительности жизни для женщин и для мужчин Сингапур занимает почетное третье место в мире, уступая только Японии и Швейцарии.
В Сингапуре четыре национальных языка – английский, малайский, китайский и тамильский. Все надписи в городе на четырех языках, но первый и официальный язык – английский, на нем говорят все, пусть с сильным акцентом и плохой грамматикой, но говорят. Для контраста, в Малайзии официальный язык один – малайский.
Ну что ж, теперь самая пора поговорить о Малайзии. Малайзия – федеративная конституционная монархия, в которой главой правительства является премьер-министр, и есть две палаты, Палата представителей и Сенат. Формально в стране провозглашена свобода религии, но при этом есть официальная религия – ислам. Все, кто относятся к мусульманам, подчиняются законам шариата. Китаец может пройтись по парку за ручку с китаянкой, а вот с малайкой упаси Бог, их тут же обвинят в нарушении закона. Светские суды пересматривать решения религиозных судов не имеют права.
Я должна сказать, что по сравнению со многими другими мусульманскими странами, особенно с не к ночи будь помянутой Саудовской Аравией, Малайзия – это апофеоз религиозной терпимости, там даже алкоголь продают. Там есть китайские и индуистские храмы, есть христианские церкви, что нельзя было себе даже представить в той Саудовской Аравии, которую видела я.
Храмы и церкви есть, а вот синагог в Малайзии нет, от малазийского еврейства в стране остались только кладбища. Синагога на острове Пенанг закрылась в 1976 году, а когда-то здесь была даже Еврейская улица. Со времён независимости Малайзии в ней начал пышным цветом цвести антисемитизм. Не слишком многочисленные малазийские евреи начали убегать в другие страны, в том числе в Сингапур.
Массированная антисемитская пропаганда правительства принесла плоды – антисемитизм широко распространён среди населения. Если в среднем по всему миру 24% населения предубеждены против евреев, а в Азии процент даже ниже – 22%, то в Малайзии в антисемитизме признались 61% (данные 2014 года).
Наш гид в Куала-Лумпуре, старый китаец, откровенно отвечавший на сложные вопросы, сказал, что в их паспортах написано, что они могут ехать в любую страну мира, кроме Израиля. Недавно появилось какое-то улучшение – разрешили туда ехать на ограниченный срок религиозным пилигримам. Людям с израильскими паспортами въезд в Малайзию запрещён, дипломатических отношений между двумя странами нет. Как всегда, антисемитизм и антисионизм гуляют под ручку, как бы это только объяснить отрекающимся от Израиля американским евреям.
По развитию экономики Малайзия уступает Сингапуру, но в целом дела у неё идут совсем неплохо.
Столица Малайзии Куала-Лумпур молода, этот город был основан в 1857 году. Сам город насчитывает более полутора миллиона жителей, а в метрополии живут 7.25 миллионов.
В Куала-Лумпур постройки колониальных времен соседствуют с небоскребами. Среди небоскребов есть очень интересные – например, эти малазийские башни-близнецы.
Редко где встретишь такой архитектурный винегрет, где викторианские здания соседствуют с мавританскими, исламский стиль с неоготикой, а над всем этим возвышаются современные здания, одно выше другого.
Вот, пожалуй, самое красивое место в столице Малайзии. Здесь сливаются две реки, и отсюда пошло название Куала-Лумпур –мутное слияние рек. Красавица мечеть Джамек, прекрасный образец индо-мусульманской архитектуры начала 20 века, была построена британским архитектором и до 1965 года была главной мечетью Малайзии.
На этой фотографии вы видите новую Национальную мечеть, построенную в 1965 году и вмещающую до 8 000 молящихся.
Это – часть помпезного Национального монумента, где все борцы за независимость почему-то выглядят, как Джон Уэйн.
В городе чисто, не так, как в Сингапуре, но так, как в Сингапуре, не бывает нигде.
На северо-западе Малайзии находится архипелаг Лангкави, где, наверное, приятно отдыхать, и гид нам сообщил, что в магазинах там продается немало водки – на этих островах, на тропических курортах любят проводить время русские туристы. Я же там получила массу удовольствия от близкого знакомства с обезьянами, а также с красными и белыми орлами.
Наши лодочки плыли между мангровых деревьев. Периодически из них приходилось вылезать и знакомиться с местной фауной.
На стоянках нас поджидали абсолютно дикие обезьяны, которые позировали для портретных снимков.
Они также замечательно резво воровали бутылки с водой у замешкавшихся туристов, проделывали дырку в пластике и выпивали воду на глазах у обалдевшего обворованного обезвоженного бедняги.
В пещерах на потолке мирно спали летучие мыши.
Дело происходило в заповеднике ЮНЕСКО «Килим», и, если вас нелегкая занесет в Малайзию, именно это место я очень рекомендую.
В целом ЮНЕСКО не любит Израиль и любит Малайзию, но этот заповедник и вправду очень красив.
А вот и красный морской орел в полете.
Орлов много, они ловят рыбу и носятся, как истребители, над маленькими лодочками. На этом снимке – белый орел.
Побывала я также в штате Пенанг, а точнее, в столице штата Джорджтауне. В Джорджтауне, втором по величине городе Малайзии, процветает не только обычный туризм, но и медицинский тоже. Остров Пенанг малайцы называют своей силиконовой долиной. На острове непропорционально много китайцев, и в Джорджтауне есть большой Чайнатаун.
Этот город входит в список ЮНЕСКО, как я уже писала, ЮНЕСКО любит Малайзию, ее антиизраильская позиция – бальзам на сердце чиновников этой замечательной организации. В старой части Джорджтауна перемешаны индуистские и буддийские храмы, мечети и церкви, мир и дружба, только синагог нет, а так полная иллюзия расовой гармонии.
Толпа здесь действительно очень яркая, многонациональная, но гармонии на самом деле нет. Тот же китаец, наш гид, рассказывал, что его родители ему все время твердили, что для того, чтобы поступить в университет и чего-то в жизни добиться, он должен стараться в пять раз больше, чем его одноклассники малайцы. «Своим детям я уже говорил в семь раз», печально улыбнулся старый мудрый китаец. Многим моим читателям, да и мне тоже, эта фраза очень знакома, можно сказать, это мантра моего детства.
Посмотрите, как красочно одеты здешние малазийки; в столице я таких цветов не видела, все строже и мрачнее.
На этой фотографии огромная англиканская церковь Святого Георга в Джорджтауне, самая старая в Малайзии.
В городе есть индуистские храмы.
Здешние храмы яркие, красочные, не слишком старые, немного лубочные.
А вот на этом снимке – буддийский храм.
У нас на проводах сидят птицы, изредка по ним перебегает белочка. В Пенанге украла арбуз и забралась высоко-высоко на провода в сумерках маленькая обезьянка.
Вот тут мне попалась обезьяна – философ.
В Ботаническом саду Джорджтауна мартышки носятся по дорожкам, собираются в группки, воспитывают детенышей и интересуются вами не слишком, только насчет как бы чего перекусить.
Давайте в конце своего рассказа я вернусь к Сингапуру и расскажу о его достопримечательностях.
В Национальном музее Сингапура каждый день в 2 часа проходит информативная и бесплатная экскурсия на английском языке, нужно только купить билеты в музей. Я люблю Национальные музеи, и этот не разочаровал.
Ботанический сад Сингапура внесен в список ЮНЕСКО в 2015 году.
Погулять по нему очень приятно, а если вы, как я, любите цветы, вы получите огромное удовольствие от орхидей, им там, в тропическом климате, живется лучше, чем на моем подоконнике, хотя и мои цветут долго и по много раз.
Чайнатаун в Сингапуре чистый, яркий и занятный.
Вы доезжаете туда на метро и спокойно гуляете по его чистеньким улицам.
Много магазинчиков, но никто вас туда не затаскивает силком.
На границе Чайнатауна находится интересный индуистский храм.
Совсем рядом живут индусы – их район называется Маленькая Индия.
Это недавно выстроенный в форме корабля отель Marina Bay Sands.
Вообще, погулять возле залива очень приятно.
Не так давно в Сингапуре построили замечательные сады, которые так и называются «Сады у залива», и они интересно и по-разному смотрятся и днем, и ночью.
Вот это супер-деревья днем.
А это – ночью.
На рождество тут шли народные гуляния, и высоко, под самым небом, по мостику разгуливали жители Сингапура и туристы.
Все проходило весело, мирно, и очень чисто. Пьяные не наблюдались, хотя я и старательно присматривалась.
Напоследок несколько слов о погоде. Обе страны находятся очень близко к экватору, поэтому погода примерно одинаковая весь год – очень жарко и очень влажно, и зонты туда надо брать с собой обязательно – в Малайзии в году в среднем 223 дня идет дождь, в Сингапуре чуть поменьше – всего 178.
Табличка продолжительности светового дня по месяцам выглядит несколько однообразно, 12 часов каждый день.
И, наконец, на извечный вопрос «ехать или не ехать» в этом случае у меня нет однозначного ответа. Если обязательно надо выбирать, какие страны посетить в этом регионе, то Бирма, Камбоджа, Таиланд, Китай и Вьетнам, по-моему, масштабнее и экзотичнее, но неинтересных мест в мире нет, есть только нелюбознательные путешественники, а таковые среди моих читателей не водятся. Мне там было интересно, думаю, что будет и вам. Хороших вам путешествий!
Мара Мордухович, Энн Арбор, 2017
Copyright @ Margaret Mordukhovich, www.maratravelblog.com
Свежие комментарии